My second family...

Отчет о поездке в Польшу на SpeleoConfrontacija-2002 белорусских спелеологов...

Алексей Антоненко - руководитель

Сергей Кабанов (старший)

Стас (сочувствующий)

Андрей Оболевич (водитель)

Польский спелеоклуб "Доброво-Горница" пригласил наш клуб "Геликтит-ТМ" принять участие во всепольском  сьезде спелеологов Speleoconfrontacija-2002, проходящем ежегодно в г. Подзамче, и мы с огромным удовольствием приняли приглашение...

Выезд состоялся в ночь на 4 октября 2002 г. на автобусике "Форд-Транзит", который дал нам Игорь Терещенко и который на неделю стал нашим вторым домом. Благополучно перейдя границу благодаря опыту и находчивости Андрея Оболевича, мы понеслись вперед....

По дороге мы узнали, что по-польски "пещера" - это "яскиня", а "спелеологи" - это "навуковы яскиняры". Андрюха Оболевич гордо это говорил останавливающим нас польским полицейским, демонстрируя сомнительного вида якобы Приглашение, и все вопросы на этом обычно заканчивались. И Приглашение и "навуковы яскиняры" выглядели очень убедительно... К 12 дня в субботу, проделав путь в 800 километров, мы уже подьзжали к стенам старинного замка...

Первым делом были установлены палатки и  огорожен кусок земли, на котором был поднят белорусский флаг. Теперь это наша территория...

В первый день, т.е. в субботу , были следующие польские развлечения. Это кормление нас горячим супом на-халяву и пивом за деньги. Катание на гиганском троллее со стен замка, от чего они стали крошиться и трескаться. Скальник по пивным ящикам, где Светка Павлушева уверенно заняла 1-е место.(Сначала она поставила 17 ящиков и была на втором, но потом выпила водки, поставила 19 ящиков и заняла Первое !). Древнепольский пир с чтением докладов и просмотром фото- и видеоматериалов как польских экспедиций (было очень интересно !) , так и гостей (т.е. белорусов). Дима Бельский не успевал ставить фильмы, поляки ревели от восторга и мы уверенно заняли второе место (обьяснили, что первое нам давать нельзя - все-таки гости).

Ночью было очень интересно. Сначала, используя специальную подготовку, мы забрались на стену запертого замка (музей все-таки) и проникли во внутренние дворики. Мы думали, что мы  первые... На самой высокой башне мы встретили толпу молодых поляков, с которыми быстро познакомились, выпив все их пиво и вино, и под покровом ночи ретировались... После этого нас понесло в ближайший (три километра) польский городок, т.к. мы решили, что Польша - страна культурная, и ночники там должны быть...  Через некоторое время на центральной площади города Огродзинец, насчитывающего 15 800 жителей можно было наблюдать следующую картину. Мы сидим на клумбе в окружении кучи пива, водки (местной), Кока-Колы и человек восьми-десяти поляков, которые , придя в восторг от того, что видят настоящих белорусских "яскиняров", сделали нам этот импровизированный стол на асфальте у дверей ночника... Выпив всю водку и побросав недопитое пиво, мы опять скрылись... Вернувшись обратно в замок (опять пехом три кило обратно), мы обнаружили, что в разгаре - дискотека, и приняли в ней активное участие..

На второй день, в воскресенье, мы получили призы, познакомились с несколькими представителями польских спелеоклубов (в Польше их более 30), договорились встретитcя еще, и не только в Польше, но и на Кавказе (они аж пищат - как котят на Кавказ, ходят в основном в Штаты, в Папуа-Новая Гвинея, Францию и прочие гималаи..). Все были слегка опухшими, но общение на пальцах, английском, русском и польском было, на удивление, содержательным и интересным.

К обеду в замке уже никого не осталось, и в ожидании нашего проводника в польские пещеры Анджея мы, уже на трезвую голову, еще раз осмотрели замок, причем Кабанов-младший умудрился сломать кусок крепостной стены, слепить себе каждый по фальшивой золотой монетке (станок находится во внутреннем дворике), собрать лагерь и попращаться с гостеприимным местом.

Дальнейший наш путь лежал на юг, в Закопане. По дороге, в Катовице, мы попрощались с Димой Бельским, Сергеем Кабановым -старшим и Стасом, и продолжили  уже нашу спортивную часть экспедиции. Прибыв в Закопане, поселились в огромной деревянной хибаре, где были настоящие кровати, кухня (для нас), гостинная (для нас), ванная с туалетом(тоже дя нас и с горячей водой) , и никто не мешал. Ночь перед выходом прошла в сборах. Была не понятна ни сложность пещеры, ни предстоящий маршрут.Срочно зашивались драные еще с Арабики комбезы, починялся свет, просматривалась снаряга...Утром мы вышли на маршрут.До дыры где-то семь километров пехом по красивейшей долине. Потом набор высоты в лоб метров 300 по обледеневшим скалам с поваленными лавинами стволами огромных елей. Тут-то и начала сказываться вчерашняя увеселительная часть программы. На небольшой скальной полочке бросили чувалы, нацепили снарягу и стали спускаться...Вход закрыт огромной кованной решеткой - "от случайных туристов". Пещера Черная поразила нас обьемами (огромные залы, колодцы, уходящие вверх и вниз) , отсутствием натеков (черный и белый вулканический туф), огромным подземным озером (25 метров - длина, 6 метров - глубина), на берегу которого мы перекусили, а также тем, что первый раз в жизни мы сначала подымались в пещере, а возвращались - спускаясь...Нащ проводник, инструктор скалолазанья и спелеологии Анджей (невысокий, жилистый, как гимнаст, 45 лет) получил за свой стиль хождения быстренько кликуху "Камикадзе". Тепмература в дыре 3-4 градуса, ток воздуха небольшой (очевидно, благодаря обьемам), пока  бежишь - тепло. Пока ели - все замерзли...Обратно было интереснее и быстрее. В их технике прохождения пещер очень большое место занимают горизонтальные траллеи по 10 - 20 метров над пропастями. Стремновато. Но обратно по троллеям уже бежали привычно быстро... Вышли в 21.00. На улице нас ждал настоящий Новый год! Пушистый снег по-колено, которого утром еще и в помине не было, медленно кружащиеся снежинки, мохнатые ели с тяжелыми шапками снега на ветвях. Все это сверкает и переливается в свете наших фонарей... Где-то (не очень далеко) грохотали лавины.  Настроение было потрясающее. Особенно пройтись по цивильному городу в касках и грязных комбезах... Но снимать уже не было сил.....

Дома нас ждал Оболевич. Андрюха приготовил настоящий пир, ожидая нас. Честно говоря, у нас -бы уже хватило сил только на приготовление чая... Спасибо ему ! На следующий день он здорово заболел, через каждые 10 минут выбегая нас встречать (ушли утром - вернулись к двенадцати ночи).

На следующи день мы рванули на север. Планы пойти в еще одну дыру загнулись, т.к. серьезно заболел и наш инструктор Анджей. Заехали в Краков, заехали в еще один интересный замок. Потом стало тоскливее.  Уезжать не хотелось, Усталость накопилась  за поездку.Все это сказалось на настроении. Могло исправить настроение только пиво. Как сказал сторонний наблюдатель (Андрюха) - вливались десятки литров...

-"Домой" (слова из песни).